Огни больших городов
Наверное, хотя бы раз в жизни каждый человек летал на самолете ночью. И наверняка сохранил в себе то ощущение детского восторга, когда, глядя в темный иллюминатор, вдруг увидел вокруг звезды, словно ночь накрыла весь мир одеялом. И только потом пришло понимание, что внизу не звезды, а огни городов, свет которых доходит до неба. Небоскребы являются одним из символов XX века. Так же как и искусственный свет, изменивший естественные биоритмы человека и превративший ночную жизнь больших городов в нескончаемое феерическое шоу. В нынешнем XXI столетии эти вершины научно-технического прогресса олицетворяют могущество урбанистической цивилизации - сверкающие разноцветными огнями гигантские башни словно бросают вызов вечным звездам, взирающим на них свысока. В освещении небоскребов воплотились все лучшие достижения в области светотехники. И это неудивительно. Ведь высотным зданиям всегда отводились особые функции в градостроительстве. Они служили доминантами, помогая пешеходу ориентироваться в запутанном лабиринте улиц и площадей, и, конечно же, олицетворением престижа, могущества и власти. Прообразом современных небоскребов можно считать строительные сооружения давно минувших дней –например, одно из семи чудес света древнего мира - знаменитый Колосс Родосский, указывавший путь мореходам, - впервые вознесло свет, созданный человеком, на небывалую высоту. Сочетание высоты и неисчерпаемых возможностей света (сначала естественного, потом и искусственного) всегда было выигрышным и производило ошеломляющее впечатление, воздействуя на психику человека. Небоскребы появились почти одновременно с наступлением эпохи электричества. В 1870 году в Нью-Йорке был построен первый небоскреб Эквитейбл Билдинг (снесенный в 1912 году) - простое пятиэтажное здание, которое, однако, благодаря новой технологии каркасного строительства значительно возвышалось над окружающей застройкой. В 1882 году в том же городе американской мечты был запущен первый мощный генератор, что обеспечило некоторые районы мегаполиса электрическим освещением. Изобретение Томаса Эдисона владельцы небоскребов оценили по достоинству. Ведь, как правило, высотки возводились американскими магнатами в качестве офисных зданий, и появление нового, столь прогрессивного способа освещения позволяло вершить бизнес чуть ли не круглосуточно. Правда, на заре эры электричества случались и курьезы: первые лампы накаливания отличались слишком большим тепловыделением, превращая офисы в африканскую саванну, что, естественно, вызывало недовольство служащих, изливавшееся иногда в забастовках. Так что сияющие в вечернее время окна небоскребов, радуя одних, служили источником огорчения для других. Впрочем, небоскребы и свет не всегда уживались мирно, особенно если речь шла о дневном свете. Так, в 1916 году был принят закон, регулирующий высоту небоскребов в зависимости от места, где они возводились: гиганты в буквальном смысле застили белый свет целым кварталам, порой лишая их естественного освещения. Эмпайр Стейт Билдинг стал одним из первых высотных зданий, в котором, помимо обычного рабочего, использовалось великолепное архитектурное освещение. В 1954 году на его _ крыше зажглась иллюминация, видная с земли с расстояния 130 км, а в небе - с 500 км. Архитектурная подсветка здания была выполнена с помощью ртутных дуговых ламп. Сегодня освещение небоскребов становится одним из мощнейших средств, выделяющих объект в городской среде и подчеркивающих его престиж. Для этих целей применяется как внутреннее, так и наружное освещение, а также различные их комбинации. Внутреннее освещение дает особенно интересный декоративный эффект в зданиях со сплошным остеклением стен: мягкий, струящийся изнутри свет создает впечатление легкости и воздушности огромного сооружения. Так, сегодня в том же Эмпайр Стейт Билдинг тридцать верхних этажей освещаются с вечера до полуночи, словно на вершине темной башни мерцает невесомый фонарь.
Наружное, или архитектурное, освещение высотных зданий развивается по двум основным направлениям. В Европе большее распространение получил подход, когда ночной образ здания является как бы продолжением его образа дневного. То есть задача сводится к демонстрации объекта таким, какой он есть, что особенно уместно по отношению к историческим зданиям, памятникам архитектуры (среди высотных зданий есть и такие). Из московской практики можно привести в качестве примера знаменитые сталинские высотки: мягкое заливающее освещение позволяет и в ночное время по достоинству оценить их архитектуру, рассмотреть мельчайшие детали фасадов - то есть еще раз увидеть знакомый облик, многократно запечатленный в памяти. Второй подход к архитектурному освещению высотных зданий более распространен в урбанизированной среде городов Америки, Юго-Восточной Азии, Канады. Его можно назвать театрализованным, декоративным. Архитектурная подсветка создает особый фантастический мир, когда лицо города преображается до неузнаваемости и возникает некий ночной контробраз, отличный от дневного. Искусственный свет превращает здания в театральные декорации к футуристической пьесе о современной цивилизации. Мириады оттенков света- ярких и контрастных, невиданных в природе, пребывающих в постоянном движении, сливаются в капризные и переменчивые образы. Мегаполис - фейерверк. Мегаполис - звездное небо. Мегаполис - темное морское дно со светящимися обитателями. Мегаполис - пылающий костер. И главную партию в этой чарующей многоликой симфонии играют небоскребы.