г. Курск, (4712) 39-64-54 В корзине: 0 товаров

Огни больших городов

 

 

Наверное, хотя бы раз в жизни каждый человек летал на самолете ночью. И  наверняка сохранил в себе то ощущение детского восторга, когда, глядя в  темный иллюминатор, вдруг увидел вокруг звезды, словно ночь накрыла  весь мир одеялом. И только потом пришло понимание, что внизу не звезды, а  огни городов, свет которых доходит до неба. Небоскребы являются одним из символов XX века. Так же как и искусственный свет, изменивший естественные биоритмы человека и превративший ночную жизнь больших городов в нескончаемое феерическое шоу. В нынешнем XXI столетии эти вершины научно-тех­нического прогресса олицетворя­ют могущество урбанистической цивилизации - сверкающие разноцветными огнями гигантские башни словно бросают вызов веч­ным звездам, взирающим на них свысока. В освещении небоскребов вопло­тились все лучшие достижения в области светотехники. И это неудивительно. Ведь высотным зда­ниям всегда отводились особые функции в градостроительстве. Они служили доминантами, помогая пешеходу ориентироваться в запутанном лабиринте улиц и площадей, и, конечно же, олице­творением престижа, могущества и власти. Прообразом современных небо­скребов можно считать строитель­ные сооружения давно минувших дней –например,  одно из семи чудес света древнего мира - знаменитый Ко­лосс Родосский, указывавший путь мореходам, - впервые вознесло свет, созданный человеком, на небывалую высоту. Сочетание высоты и неисчерпаемых возможностей света (сначала естественного, потом и искусственного) всегда было выигрышным и производило ошеломляющее впечатление, воздействуя на психику человека. Небо­скребы появились почти одновре­менно с наступлением эпохи элект­ричества. В 1870 году в Нью-Йорке был построен первый небоскреб Эквитейбл Билдинг (снесенный в 1912 году) - простое пятиэтажное здание, которое, однако, благодаря новой технологии каркасного стро­ительства значительно возвышалось над окружающей застройкой. В 1882 году в том же городе американской мечты был запущен пер­вый мощный генератор, что обеспечило некоторые районы мегаполиса электрическим освещением. Изобретение Томаса Эдисона вла­дельцы небоскребов оценили по достоинству. Ведь, как правило, вы­сотки возводились американскими магнатами в качестве офисных зданий, и появление нового, столь прогрессивного способа освеще­ния позволяло вершить бизнес чуть ли не круглосуточно. Правда, на заре эры электричества случа­лись и курьезы: первые лампы на­каливания отличались слишком большим тепловыделением, пре­вращая офисы в африканскую са­ванну, что, естественно, вызывало недовольство служащих, изливав­шееся иногда в забастовках. Так что сияющие в вечернее время ок­на небоскребов, радуя одних, слу­жили источником огорчения для других. Впрочем, небоскребы и свет не всегда уживались мирно, особенно если речь шла о дневном свете. Так, в 1916 году был принят закон, регулирующий высоту небоскре­бов в зависимости от места, где они возводились: гиганты в букваль­ном смысле застили белый свет це­лым кварталам, порой лишая их ес­тественного освещения. Эмпайр Стейт Билдинг стал одним из пер­вых высотных зданий, в котором, помимо обычного рабочего, использовалось великолепное архитектурное освещение. В 1954 году на его _ крыше зажглась иллюминация, видная с земли с расстояния 130 км, а в  небе - с 500 км. Архитектурная подсветка здания была выполнена с  помощью ртутных дуговых ламп. Сегодня освещение небоскребов становится одним из мощнейших  средств, выделяющих объект в городской среде и подчеркивающих его  престиж. Для этих целей применяется как внутреннее, так и наружное освещение, а также различные их комбинации. Внутреннее освещение дает особенно интересный декоративный эффект в зданиях со сплош­ным остеклением стен: мягкий, струящийся изнутри свет создает впе­чатление легкости и воздушности огромного сооружения. Так, сегодня в том же Эмпайр Стейт Билдинг тридцать верхних этажей освещаются с вечера до полуночи, словно на вершине темной башни мерцает неве­сомый фонарь.

Наружное, или архитектурное, освещение высотных зданий развивает­ся по двум основным направлениям. В Европе большее распростране­ние получил подход, когда ночной образ здания является как бы про­должением его образа дневного. То есть задача сводится к демонстра­ции объекта таким, какой он есть, что особенно уместно по отношению к историческим зданиям, памятникам архитектуры (среди высотных зданий есть и такие). Из московской практики можно привести в каче­стве примера знаменитые сталинские высотки: мягкое заливающее ос­вещение позволяет и в ночное время по достоинству оценить их архи­тектуру, рассмотреть мельчайшие детали фасадов - то есть еще раз увидеть знакомый облик, многократно запечатленный в памяти. Второй подход к архитектурному освещению высотных зданий более распространен в урбанизированной среде городов Америки, Юго-Вос­точной Азии, Канады. Его можно назвать театрализованным, декоратив­ным. Архитектурная подсветка создает особый фантастический мир, когда лицо города преображается до неузнаваемости и возникает некий ночной контробраз, отличный от дневного. Искусственный свет превра­щает здания в театральные декорации к футуристической пьесе о со­временной цивилизации. Мириады оттенков света-  ярких и контраст­ных, невиданных в природе, пребывающих в постоянном движении, сливаются в капризные и переменчивые образы. Мегаполис - фейер­верк. Мегаполис - звездное небо. Мегаполис - темное морское дно со светящимися обитателями. Мегаполис - пылающий костер. И главную партию в этой чарующей многоликой симфонии играют небоскребы.

 

×