Теории света
В современном обществе роль света (естественного и искусственного) столь велика, что без него жизнь человека просто немыслима. Предлагаемая статья касается только ряда исторических фрагментов развития светотехники и источников света. Если сотворение мира начиналось, по Библии, с сотворения естественного света, то совершенно очевидно, что должен был появиться и искусственный свет, без которого невозможно представить себе развитие человека.
Первыми вопросами, которые касались света, были: как распространяется свет, каким образом формируется в глазах зрительное ощущение?
Эмпедокл из Агригента (492-432 гг. до н. э.) утверждал, что изображение предмета в глазах возникает при пересечении тончайших истечений из глаза и от предмета. Демокрит Абдерский (460-370 гг. до н. э.) восстает против учения о лучах из глаза и говорит, что зрение обуславливается падением на поверхность глаза мелких атомов, исходящих от предмета. Аристотель (384-322 гг. до н. э.) поддерживает Демокрита: "Если бы видение зависело от света, исходящего из глаза, как из фонаря, то почему бы нам не видеть в темноте? Предполагать, что свет гаснет, когда по выходе из глаза попадает в темноту, - бессмыслица". Цвет, по мнению Аристотеля, получается от смешения света и тьмы. Евклид (300 г. до н. э.) оставил сочинения "Оптика" и "Каноптрика". В этих книгах, несмотря на то, что он разделял ложное учение Платона о лучах, исходящих из глаза, содержатся полезные утверждения о зависимости кажущейся величины предмета от угла зрения, о прямолинейности хода лучей, выходящих из глаза, о равенстве углов падения и отражения от зеркал. Два последних утверждения легли в основу оптики, позволив проблемы отражения лучей сделать чисто математическими. Клеомед (50 г. н. э.) в сочинении "Циклическая теория метеоров" пишет, что световой луч при переходе из менее плотной среды в более плотную и наоборот преломляется и при вхождении в более плотную среду приближается к перпендикуляру к поверхности, а при переходе в менее плотную среду отдаляется от перпендикуляра к поверхности. Клавдий Птолемей (70-147 гг. н. э.) вопреки Аристотелю считает, подобно Евклиду, что лучи света исходят из глаза. Он заметил, что место звезд меняется вследствие преломления лучей света в воздухе. Птолемей объяснял причину сплющенных траекторий звезд вокруг полюса земли преломлением лучей. Арабский оптик Альгазен (1038 г. н. э.) различает в глазу 4 перепонки и 3 жидкости. Изображение возникает в хрусталике, а не на сетчатке глаза. Единое видение двумя глазами обеспечивается общим зрительным нервом. Теория зрительных лучей им полностью отвергается. В отличие от Птолемея, он показывает, что углы падения и преломления неодинаковы. Ему была известна увеличительная способность стеклянной чечевицы полусферической формы. Роджер Бекон (1214-1294 гг.), исследуя преломление лучей при прохождении через сферические поверхности, открыл, что зрительный угол предметов, а следовательно, и его кажущиеся размеры могут быть увеличены. Он советует людям со слабым зрением накладывать шаровой отрезок стекла меньше полушара на предмет, который они хотят рассмотреть. В 1285 году Сальвино Армати изобрел очки. Иоганн Кеплер (1571-1630 гг.) разработал модель формирования изображения в глазу. По его модели, конусы лучей, исходящие от точек предмета и имеющие общим основанием зрачок, преломляются хрусталиком так, что позади него снова образуются конусы, вершины которых лежат уа сетчатой оболочке глаза и здесь дают изображение предмета. Аккомодацию глаза к близким и далеким предметам Кепплер объяснял сжатием и расширением хрусталика. Близорукость и дальнозоркость - неправильная кривизна хрусталика. Большой вклад в теорию света внесли Исаак Ньютон (1643-1727 гг.), М.В. Ломоносов (1711-1765 гг.), Томас Юнг (1773-1829 гг.), Френель (1788-1827 гг.) и др.