Уличные фонари: немного истории
Нам, привыкшим к электрической иллюминации современных улиц, Москва, освещенная масляными фонарями, показалась бы погруженной во тьму. Однако именно тусклые и небезопасные масляные фонари освещали путь жителям двух российских столиц на протяжении почти двух веков.
Первые проблески
Мода на уличное освещение пришла к нам из Парижа - первые уличные фонари появились там в 1667 году по распоряжению короля-солнца Людовика XIV. Затем робкие огоньки масляных ламп замигали на улицах Гамбурга, Берлина, Вены, Лондона... Осенью 1718 года свет новой европейской моды достиг Санкт-Петербурга. На набережной Невы перед Зимним дворцом были установлены четыре уличных фонаря, созданных по чертежам французского архитектора Жана Леблона. Стекло для фонарей шарообразной формы отливали на Ямбургском заводе А.Д. Меншикова. Через два года Петр I издал указ о введении в Санкт-Петербурге постоянного уличного освещения. Новый образец фонаря был разработан "машинного дела мастером" Петлингом, а все заботы по освещению столицы были возложены на генерал-полицмейстера Антона Девиера. Благодаря его стараниям в 1723 году на главных улицах Северной Пальмиры было установлено 595 масляных фонарей, которые располагались на расстоянии 50 сажен (около 100 м) один от другого, зажигались только в безлунные ночи и только на 5 часов. Разогнать окружающий мрак масляные лампы не могли, ведь сила света каждой составляла всего 1-2 свечи. Но, несмотря на "несовершенство технологии", популярность уличных фонарей была настолько велика, что 12 июня 1725 года был издан специальный царский указ об установке на Большой Першпективнои дороге (ныне Невский проспект) скамеек под фонарями для отдыха прохожих. В середине XVIII столетия в России смогли наконец наладить производство плоского стекла, и фонари приобрели четырех- и шестигранную форму. Их стали устанавливать на неуклюжих деревянных полосатых столбах, выкрашенных белой и серой краской. Внутри фонаря помещалась жестяная лампа с конопляным маслом, пропитывавшим зажатый в трубке нитяной фитиль, за которым нужно было постоянно следить - во избежание копоти.
В Москву, в Москву...
После смерти Петра I царский двор обосновался в Москве. И потому указом от 20 июня 1729 года велено было "в ново поставленных на Адмиралтейском острову ночных фонарях масла и фитиля, кроме генеральных иллюминаций... ныне не зажигать". Зато перед своим приездом в Москву, в конце ноября 1730 года, императрица Анна Иоанновна приказала "на Москве, в Кремле, в Китае, в Белом и Земляном городах и в Немецкой слободе по большим улицам для зимних ночей сделать... и поставить на столбах фонари стеклянные один от другого на 10 сажень (около 20 м), все в одну меру линейно, такие, какие от канцелярии образцовые фонари". Годом позже последовал новый указ о расширении площади освещения. Фонари появились за Калужскими и Серпуховскими воротами, за Сухаревой башней, за Тверскими воротами по Тверской, за Яузскими воротами по Яузской гулице - словом, там, "где бывает знатный проезд". Но так как уличнoe освещение было удовольствием весьма дорогим, расстояние между вновь установленными фонарями увеличили до 30 сажен (60 м). Тогда же ввели и первую "плату за свет": сборы с населения на освещение составляли с каждого обывательского покоя от 50 копеек до 1 рубля 25 копеек, в зависимости от района города, а с лавок и других заведений - от 1 до 4 рублей 50 копеек. Первое время фонари в Москве зажигали только во время праздников и по особым указаниям двора. Затем установился определенный режим освещения улиц: осветительный сезон длился 8 месяцев, с 1 сентября по 1 мая. Однако и тогда фонари горели лишь 18 ночей в месяц, а в лунные ночи освещение не производилось, как и в Санкт-Петербурге.
Попытки модернизации
На протяжении почти всего XVIII века уличное освещение в Москве находилось в весьма неудовлетворительном состоянии. Москвичи поговаривали: "Не надейся на фонари, лучше на звезды посмотри". И по старинке, выходя вечером за ворота собственного дома, освещали себе путь домашними фонарями или факелами, пользоваться которыми, кстати, было запрещено из-за опасности пожаров. В 1775 году Екатерина II затеяла коренную перестройку первопрестольной и утвердила "прожектированный план города Москвы". По этому плану в городе, то есть в пределах бульварного кольца, были предусмотрены все виды благоустройства того времени - каменные дома и мостовые, хорошая вода и освещение масляными фонарями. Но хоть к началу века XIX в Москве и насчитывалось уже 6 559 фонарей, в рабочем состоянии находились далеко не все - и в те времена государственное финансирование высочайших указов "хромало на обе ноги". В Санкт-Петербурге пошли по другому пути - отдали освещение на откуп купцам Нестерову и Михайлову. И потому улицы города на Неве освещались гораздо лучше: Городская Дума выплачивала откупщикам ежемесячно денежное вознаграждение за каждый горящий фонарь. Предпринимались и другие меры по улучшению освещения городов. Свет от зеркального рефлектора-отражателя, придуманного Иваном Кулибиным, был виден за несколько верст, и оснащенные им фонари пользовались большим спросом для освещения жилых помещений, карет, судов. Но вот на улицах Москвы и Петербурга они встречались редко. В 1805 году в Москве в конструкцию фонарей были внесены некоторые европейские усовершенствования. Число фитилей было увеличено до трех, а в верхних частях фонарей стали помещать трехсторонние зеркальные рефлекторы для увеличения силы света. "Новокалиберные" фонари устанавливались на главных улицах на расстоянии 25 сажен (50 м) друг от друга, постепенно заменяя старые.